вторник, 10 декабря 2013 г.

О страховом резерве в экономике

Фонд национального благосостояния, это не только мощный финансовый инструмент воспроизводства российской экономики, но и инструмент обеспечения финансовой безопасности российской экономики. И если его рассматривать с позиций безопасности, то снижение его размеров, как в относительном, так и номинальном размерах - усиливает воздействие рисков на российскую экономику, а также позволяет подвергать экономическое развитие России сомнительному воздействию окружающей среды со стороны основных факторов территорий – степени ее политической, административной и хозяйственной самостоятельности, характере взаимодействия с другими территориальными образованиями. Стабильное обеспечение устойчивого состояния пенсионной системы и уровня жизни как пенсионеров, так и работающего населения находится в прямой зависимости от степени гарантий такой безопасности государством, которое воздействует на основной параметр развития человека – степень его финансовой безопасности, которая напрямую зависит от степени финансовой безопасности экономики государства.
Так вот, фонд национального благосостояния, являясь в основе своей страховым резервом экономики – экономический показатель, характеризующий пассивы экономики.
Создание страхового резерва для нужд пенсионной политики, позволяет при неблагоприятном развитии событий выполнить обязательства фонда по пенсионным выплатам. При этом, данный размер страхового резерва должен быть увязан с величиной и характером рисков.
Основными источниками пополнения страхового резерва – фонда национального благосостояния могут являться не только налоги сырьевых отраслей, но и инвестиционный доход от размещения имущества фонда, целевые взносы (налоги) со стороны экономических субъектов.
Это из теории, которая на мой взгляд, слабо отработана Министерством финансов и не продумана многими экспертными и научным сообществом. В последнее время мне, как ученому по исследованию накопительной пенсионной политики в России категорично не нравится современная динамика данного показателя - части страхового резерва экономики России – Фонда национального благосостояния. Вот что у нас имеется по факту детального анализа:


Данный анализ наглядно показывает скачкообразную динамику объема средств фонда национального благосостояния по годам, на фоне постоянного снижения в структуре ВВП, при этом, воздействие финансового кризиса прослеживается нечетко.








Вот что получается по дальнейшему простейшему анализу и прогнозированию различных вариантов развития на основе предложенного инновационного сценария прогноза МЭР России:


Оптимистичный вариант развития показывает следующий рост размера фондов, тут можно предположить развитие профицита бюджета и соответственно пенсионной системы, т.е. средства фонда накапливаются. Рост фонда благосостояния определяется также положительной динамикой экспортных доходов от нефти и газа,  с одновременным ростом российской экономики и капитализацией перспективных инвестиционных проектов. В таких условиях и система НПФ будет иметь потенциал роста, как со стороны доходов самой системы, так и со стороны увеличения поступления взносов от участников и вкладчиков. В данном случае, избыток средств в Фонде благосостояния способен продуцировать рост доходности от инвестирования средств в целях реинвестирования инвестиций.


При этом пессимистичный вариант прогноза развития фонда благосостояния, показывает снижение имущества, которое может быть обусловлено прогнозируемым бюджетным дефицитом, и дефицитом пенсионной системы, которые за собой повлекут повышенное расходование фонда Благосостояния. Снижение размеров фонда благосостояния также может определяется снижением динамики экспортных доходов от нефти и газа, слабым потенциалом роста российской экономики и капитализации перспективных инвестиционных проектов. Прогноз на сокращение нефтегазовых доходов в ВВП до 5-6% ВВП к 2030 году не в полной мере будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов, таможенных поступлений и страховых взносов. Кроме того, инновационным сценарием прогноза предполагается, что дополнительным фактором уменьшения ненефтегазовых доходов будет понижение уровня пошлин в связи со  вступлением в ВТО. В таких условиях будет происходить естественное снижение фонда национального благосостояния, так как бюджет будет справляться со своими обязательствами без задействования фонда национального благосостояния. Однако общество и экономическая политика не заинтересована в снижении данного резерва, так как данный резерв обеспечивает стабильность пенсионной системы, в том числе и накопительной ее части. Таким образом, следует законодательно проработать стабильное состояние фонда национального благосостояния в условиях различных сценариев развития экономики на долгосрочную перспективу, как гарант стабильности экономики.
В неблагоприятных экономических условиях и система НПФ будет иметь сниженный потенциал роста, как со стороны доходов самой системы, так и со стороны снижения поступления взносов от участников и вкладчиков. Как показывает анализ устойчивости системы НПФ рациональное состояние резервов должно соответствовать левериджу в таком-то размере (продумать в каком).

Но в сущности, если абстрагироваться и поглядеть на динамику с оптимальным риском, то развитие возможно где-то реально должно быть в этих пределах:

Это ситуация стабилизации уровня Фонда благосостояния. (Позволит вовлечь часть средств Фонда благосостояния в инвестиции внутри и вовне страны для реализации долгосрочных стратегических проектов со значительным потенциалом роста капитализации.) Устойчивый рост фонда благосостояния определяется не динамикой экспортных доходов от нефти и газа, а потенциалом роста российской экономики и капитализации перспективных инвестиционных проектов. В таких условиях и система НПФ будет иметь потенциал роста, как со стороны доходов самой системы, так и со стороны увеличения взносов от участников и вкладчиков.

Источник данных:
1. Министерство финансов http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/
2. Долгосрочный прогноз МЭР http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года

3 комментария:

Анонимный комментирует...

в след раз очень прошу обратить внимание на тематику блога и не распыляться по пустякам таким постом. а то Вас читать не буду.

Светлана Якуш комментирует...

Благодарю Вас! Могу рассказать историю создания данной статьи. Это я в один из тех прекрасных дней, когда доводится вплотную посидеть по теме своей диссертации - наткнулась на мысль -вопрос - Что у нас творится с основным резервом страны и каковы тенденции его возможного развития. И на самом деле, расчет получился несколько упрощенный, но явно свидетельствует о его положительной динамике в абсолютных показателях, но на фоне снижения качественного содержания. Так что думаю, что тема, заявленное этой статьей соответствует названию моего блога, как проблема, решение которой позволит увеличить безопасность экономики. Хотя у меня относительно динамики этого финансового показателя - несколько негативные оценки. И вообще то я удивлена, что кого-то вообще заинтересовала эта статья, так как у меня есть желание продолжить работу по этой проблеме и даже есть некоторые наметки. Но о них позднее, с вашего позволения...

Светлана Якуш комментирует...

А что Вам понравилось в данной статье или нет, раскройте суть своего мнения - позиции...