среда, 3 ноября 2010 г.

В поисках счастья





Я согласна с Администрацией Президента РФ и Дмитрием Рэмовичем. Возраст выхода на пенсию действительно необходимо повышать, так как продолжительность жизни под действием платного отношения к своему человеческому капиталу склонна к увеличению. Чем больше человек вкладывает средств в свой человеческий капитал, тем более ответственно он к нему относится и как следствие идет рост продолжительности жизни. Если идет рост продолжительности жизни, то распределительная пенсионная система становится обузой для общества, вследствие происходящих процессов старения населения. Человек должен и способен сам о себе заботиться, в меру своих возможностей и с помощью своей собственной финансовой политики, которую по прежнему необходимо объяснять, обосновывать и формировать, так как инновационное строительство экономики требует дополнительных вложений в науку и развитие производства, которые можно съкономить на современной распределительной системе социальной политики, которая по сути, пока только стимулирует паразитическое отношение к государству.



Стимулировать добровольные накопления - Да! Человек в условиях рыночной среды склонен самостоятельно распоряжаться своими средствами и вести самостоятельно контроль за ними или с помощью финансовых посредников - это большой плюс для его самоиндентификации и самоактуализации, развития финансового сектора, роста экономики, снижения страновых рисков посредством возможности вкладывания инвестиций в развивающиеся экономики. Государство как можно меньше должно определять объем богатств, которыми человек склонен владеть. В этом главная суть рыночной экономики. Экономика человека, сформированный под его воздействием спрос должен порождать развитие экономики государства, а не наоборот. Государство должно содействовать богатству человека, создав при этом ему все условия! Это логика развития рыночного отношения в экономической среде. Если рыночная экономика - то и человек должен жить в семейной, личной рыночной среде.
Принципы самостоятельности и ответственности за свое развитие как следствие влекут развитие экономики, собственно как и развитие экономики воздействует на сформированные потребности человека. В России  должны быть инвестиции, которые хорошо продуцируются посредством сберегательной функции, которая обеспечивается накопительной пенсионной системой. Поэтому поощрение накопительной функции финансов - важная мера для формирования и привлечения экономикой инвестиций.

Другое дело, что формирование экономического роста России должно идти в комплексе с развитием остальных стран. Раздувание мирового финансового пузыря способно погубить мировую экономику. Исследование развития мировой финансовой системы - это главный вопрос экономических тенденций. Развитие должно идти в соответствии с общенаучными нормами.

В процессе развития финансового сектора экономики необходимо обращать внимание в первую очередь, на негосударственную добровольную пенсионную систему - совокупность негосударственных пенсионных фондов. Так как государство по-прежнему пытается стимулировать государственный сектор пенсионной системы развития - накопительную часть пенсионного фонда, можно проследить явные процессы реприватизации. Т.е. получается, что к чему стремились в процессе создания рыночной экономики - это отметаем и переходим вновь к государственной форме управления экономикой, посредством того, что к фондам предъявляются жесткие меры контроля плюс непосильная конкуренция со стороны государственного сектора. Всю накопительную часть государственной пенсионной системы необходимо постепенно отдавать в собственность частным НПФ, таким образом, впоследствии будет приватизирован огромный сегмент средств государства (в лице Пенсионного фонда). Простая раздача государственных финансовых средств на управление НПФ и УК, в случае убытка способно разорить граждан, которые доверяются негосударственному сектору, посредством перекладывания на них рисков государственных средств, переданных под управление от государственного сектора. Пенсионные средства должны более эффективно работать и не должно продуцироваться "войн" между государственным и негосударственным сектором пенсионной системы.
В своей концептуальной работе "Обеспеченная старость в XXI веке" Всемирный банк приводит такую точку зрения: "...В качестве ориентира компонент обязательного накопительного пенсионного обеспечения может служить отправной точкой при обсуждении направлений политики и средством, позволяющим найти ответ на важнейшие вопросы повышения благосостояния населения, а также возможности финансирования перехода от распределительных схем к накопительным. По отношению к этому ориентиру может быть оценена эффективность и справедливость альтернативных подходов к формированию пенсионных накоплений, в частности, за счет повышения роли добровольных индивидуальных отчислений или профессиональных пенсий..."

Как можно представить пенсионную систему государства в этом случае?
Базовая часть пенсии - это государство, в лице пенсионного фонда, которая гарантирует постоянный минимальный уровень пенсии и работающим и неработающим - некая константа, которую в любом случае человек получит и которую финансирует работодатель и государство. Если мы увеличиваем возраст - размер пенсии можно будет увеличить. БЧ останется и должна остаться навсегда. Потому что это минимальные гарантии государства и определяется как налог.
Страховая часть пенсии - работодатель страхует своего работника - перечисляя за него часть его будущего заработка (в виде пенсии) - тоже в принципе, на первый взгляд, вполне логичная часть. Но если вдуматься, то становится непонятным суть такого страхования работодателями своих работников. По сути как бы происходит дублирование функций страхования с накопительной составляющей пенсионного обеспечения. С точки зрения страхования риска старения, и этических соображений страховать неизбежность старения человека - противоестественно, так как это не риск, а период жизни. Поэтому с точки зрения логичности, накопление средств для пенсии выглядит более целесообразно.
Накопительная часть пенсии – это добровольное для накоплений граждан самофинансирование периода пенсионного возраста и обязательное для юридических лиц финансирование накоплений для своих работников пенсионного периода жизни.

Сейчас накопительную обязательную часть финансирует по-прежнему работодатель, т.е. получается, что на работодателе лежат функции накопления и страхования своих работников плюс функция обеспечения гарантий государства ( и от финансирования гарантий никуда не деться). Уже сейчас можно спросить - зачем государство дублирует страхование и накопление?

Далее, с 1996 года функционирует система негосударственных пенсионных фондов, которая предполагает добровольные взносы предприятий и работников.  Институт новый, трансплантируемый в нашу институциональную среду. Поэтому от его текущего развития зависит будущее данного вида института. Государство же создавая в своем лице дополнительную конкурентную среду - обязательное накопительное пенсионное накопление, тем самым ставит негосударственные фонды под непосильный гнёт государственной конкуренции, т.к. конкурентную среду, государство для себя создает на самых выгодных условиях. Да, возможно для российского менталитета пока все еще необходимо принуждение в лице обязательных отчислений, но они по-сути должны остаться только для принуждения финансирования базовой пенсии, в виде налога - а финансы накопительной части трудовой пенсии - должны со временем эволюционировать в добровольные накопления и соответственно перейти в систему НПФ.

Финансовые институты накопительного пенсионного обеспечения имея возможность инвестировать свои средства в долгосрочное финансирование развития экономики, тем самым заводят механизм функционирования экономики. В экономическом плане накопительное финансирование предусматривает уменьшение нагрузки на государственный бюджет в будущем, что будет способствовать экономическому росту и развитию. Основной вопрос эффективности накопительного финансирования в этом контексте – насколько оно способствует чистому приросту национальных сбережений. 

Относительно идеологии пенсионной политики.

Для создания и продвижения политики прежде всего определяется целевая ее направленность. WB прежде всего определяет цель пенсионной системы, как обеспечение достаточных, приемлемых с точки зрения затрат, устойчивых и надежных пенсионных выплат при одновременной реализации программ повышения благосостояния населения с учетом  специфики страны.

Эффективность системы пенсионного обеспечения по мнению Т. К. Гласснера и С. Вальдес-Прието, экспертов Всемирного банка, определяется с помощью следующего целеполагания, несколько неординарного и непривычного для российского мышления:
"...Национальная пенсионная политика преследует три четко очерченные цели:
1. Смягчить неспособность рыночного механизма обеспечить эффективность и надежное использование частных рынков капиталов для добровольных сбережений и страхования.
2. Помочь недальновидным физическим лицам путем организации такой системы пенсионного обслуживания, которая гарантировала бы им достаточные сбережения и страхование, включая создание для тех из них, кто полагается на финансовую поддержку семьи, общества и государства и поэтому снижает объем собственных накоплений - преград на пути злоупотребления этой поддержкой.
3. Помощь пожилым гражданам, живущим за чертой бедности, которые не смогли накопить достаточно средств на протяжении своей трудовой деятельности на более-менее обеспеченную жизнь в старости.
Таким образом, предполагается, что целеполагание экономической политики должно полностью настраивать общество на процессы накопления.

Институциональный аспект развития финансовой системы, в частности, перспективы исследования  пенсионной системы России в связи с вышеизложенным, на мой взгляд можно расценивать с таких позиций:
Перспективные исследования:
1.      - Исследование взаимосвязи системы НПФ и ПФ РФ, в частности мониторинг объединенной накопительной составляющей пенсионной системы. Исследование развития объединенной системы во взаимодействии с факторами развития экономики. 
2.      - Исследование отдельных экономических показателей развития этой объединенной системы, их взаимозависимость и воздействие на них экономических факторов развития экономики.
3.     -  Рассмотреть и сравнить с развитием мировой финансовой системы и мировой экономики.
4.      - Исследовать устойчивость (независимость) накопительной пенсионной системы в связи с глобализационными процессами и обеспечение ее международной конкурентоспособности.


С точки зрения WB "Устойчивая система – это здоровая с финансовой точки зрения система, функционирование которой может быть обеспечено на обозримую перспективу с учетом широкого диапазона разумно обоснованных допущений." /WB, доклад Обеспеченная старость в XXI веке/. С точки зрения макроэкономического развития для оценки содержания пенсионных реформ Мирового банка использует следующие критерии:
Позволяют ли сложившиеся макроэкономические и налогово-бюджетные условия обеспечить реализацию реформы?
В этом контексте исследуются следующие направления окружающей экономической среды:

Проводилась ли комплексная оценка финансовых прогнозов на долгосрочные периоды,
соответствующие срокам действия пенсионных систем, с учетом тщательного анализа
последствий возможных изменений экономических условий в рамках этих периодов?
Соответствует ли предлагаемое финансирование реформы реальным возможностям
государственных и частных источников? Соответствует ли реформа макроэкономическим
целям государства и инструментам управления, которыми оно располагает?
Это основные доводы, которые можно привести как аргумент к словам ученых-макроэкономичтов, Кремля и правительства, на мой взгляд.

Используемая литература:
1. Доклад World Bank Хольцман, Роберт, 1949– Обеспеченная старость в XXI веке: пенсионные системы и реформы в международной перспективе/Роберт Хольцман, Ричард Хинц.

Комментариев нет: